#qLpercentage {font-family: Montserrat;font-size: 45px;text-transform: uppercase;line-height: 55px;letter-spacing: 2px;color: #ffffff;}

История эмалированной посуды: вековые традиции и новые смыслы

История эмали начинается более 5 тысяч лет назад. Древние цивилизации использовали ее для покрытия своей глиняной утвари и ювелирных изделий. Используемый в настоящее время вид эмалирования, который мы все знаем, восходит к 1760-м годам. Немецкий специалист Иоганн Генрих Готлиб Юсти в своих собранных химических работах предложил способ эмалирования меди. Начались научные разработки.

Думая о посуде с эмалью сегодня, и вы, вероятно, предположите, что все покрыто эмалью. Этого не было в первые годы. Начнем с того, что горшки для приготовления были эмалированными только изнутри, а снаружи имели вид обычного чугуна.

С 1790-х гг. серьезно вопросом эмалирования посуды занялись во Франции. Научное общество в Париже учредило премию в 900 ливров за изобретение вещества для кухонной утвари, которым можно было бы защитить внутреннюю поверхность посуды от химических реакций. Люди нуждались в создании специального покрытия металла, чтобы остановить коррозию и избавиться от привкуса железа во время приготовления пищи. Опыты во Франции были заморожены в связи с начавшейся революцией.

Научные разработки распространились и на другие европейские страны – Швеции, Бельгии и Франции, но не дали положительных результатов.  В 1839 г. Томас и Чарльз Кларк из графства Стаффордшир, запатентовали способ «остекления и эмалирования чугуна, полых и других металлических веществ». Они были производителями железа, а не учеными, их компания начала массово производить и продавать эмалированные металлические предметы для приготовления пищи и гигиены.

В России впервые изготовлением эмалированной посуды в 1850-х гг. занялся промышленник Иван Акимович Мальцов, имевший в селе Песочне Калужской губернии чугунолитейный завод. После смерти дело отца продолжил сын – Сергей Иванович Мальцов (1810-1893). Ему в наследство досталась хрустальная фабрика, несколько стекольных, свеклосахарных и железоделательных заводов. Но он не остановился на этом и благодаря активной деятельности и предпринимательскому таланту, начал организовывать новые производства – чугунолитейные, вагоностроительные, лесопильные, кирпичные, винокуренные и др. Впоследствии из-за близкой географической расположенности и концентрации заводов на границе Калужской и Орловской губерний эта территория получила название Мальцовский промышленный район. Желая расширить ассортимент бытовых товаров, на Песоченском чугунолитейном заводе пионер фабричного дела понял преимущество эмалированной посуды перед черным литьем.

Волею судьбы он в Петербурге познакомился с известным немецким эмалировщиком Готлибом Генрихом Карлом Моллем. Мальцов пригласил последнего основать на базе промышленного района эмалировочный завод, который должен был стать самостоятельным предприятием. Это произошло в 1885 году. Молль, обладавший секретом эмалирования, стал его владельцем. За неполных двадцать лет объем производства вырос более чем в 10 раз. Богдан Васильевич, как называли промышленника по-русски местные рабочие, заработав капитал, основал на базе завода Цыплакова и Лабунского в Думиничах новое предприятие. В 1908 году продукция фабрики Молля была удостоена медали на промышленной выставке в Париже. Качественная, практичная и недорогая по цене эмалированная посуда постепенно начала входить в обиход домашних хозяек разных слоев населения.

Однако, конкуренты не дремали. Уже в 1900-е гг. рынок Российской империи начали покорять польские предприятия – заводы «Лябор» и «Вулкан». Их продукция быстро завоевала популярность в Петербурге и Москве благодаря оригинальному дизайну. В 1913 году на базе заводов П. П. Шувалова (1847-1902) в Лысьвенском заводском округе был создан завод эмалированной посуды. Сюда, с польских фабрик переехало несколько специалистов, обладающих опытом в эмалировании посуды и ряд квалифицированных рабочих. Надо отметить, что к 1910-м годам в России были известны технологии эмалирования чугунной посуды – метод Гензеля и Броз, английских заводчиков и силезский способ. Их в своей работе «Эмалирование различной посуды металлической и деревянной» (СПб., 1909) подробно описал П. Муринский.

В 1909 году, наряду с алюминиевой флягой с кружкой и котелком, в снаряжении русской армии начала применяться чашка для чая. Предприятия, работавшие на оборонный заказ, поставляли стальную и алюминиевую посуду. Однако, Первая мировая война показала, что часто используемой кружкой на фронте была именно стальная эмалированная. Сделанными в царской России, ими пользовались и в Гражданскую войну.

После Революции предприятия, выпускавшие эмалированную посуду, были национализированы. Технологии эмали, привезенные иностранными специалистами и увезшими секреты в эмиграцию, буквально по крупицам пришлось воссоздавать отечественными химиками и технологами. К 1934 году в Советском Союзе лишь пять заводов производили железно-эмалированную посуду – в Лысьве, Луганске, Москве, Киеве и Харькове, однако, они могли похвастаться широким ассортиментом из более чем трех десятков наименований.

Выполняя государственные заказы, для армии и флота наряду с продукцией из оцинкованного металла, предприятия продолжали выпускать и эмалированную посуду. Росло количество заводов, увеличивались объемы производства.

В годы Великой Отечественной войны кружки и фляжки, покрытые эмалью, стали неотъемлемой частью фронтового быта. Некоторые предприятия, находившиеся в Европейской части Союза были раздроблены и эвакуированы. Но технологии производства не только не потерялись, но в грозные военные годы усовершенствовались.

В первые послевоенные годы объемы производимой в стране посуды увеличились почти в пять раз. В 1948 году на эмалированную посуду был разработан ГОСТ, утвержденный Всесоюзным комитетом стандартов. В частности, питьевые кружки по сравнению с 1930-ми гг. начали выпускаться в пяти объемах. Был установлен единый стандарт формы кружки, применяемой толщины стали и пропорций. К 1973 году в СССР эмалированную посуду выпускало уже 51 предприятие, из них 31 – в РСФСР.

В 1960-1980-е гг. эмалированная посуда была в обиходе практически каждого советского человека – от кастрюли и чайника до ночной вазы и ведер. Ей пользовались и в городе, и на даче, и на селе. Многие помнят вкус парного молока, налитого в эмалированную кружку, в деревне у бабушки или кипяченое с земляничным печеньем  –  в колхозах или стройотрядах. Глоток чистой колодезной воды, зачерпнутой из ведра кружкой, в знойную жару – это чистое блаженство и ощущение идиллии. Незаменимый атрибут всех студенческих походов и экспедиций.

Первое, что напоминает эмаль – это традиция. Сейчас производство такой посуды переживает ренессанс. И если в далекие советские времена это была лишь однотонная посуда или с изображением цветов и ягод, рисованных мишек и зайчиков (те стандартные товары народного потребления, предлагаемые магазинами промтоваров), то в наши дни технологии шагнули вперед и сделали ее доступными всем – с тем принтом, который хочется видеть. Напечатать эмалированные кружки на заказ сегодня может каждый¸ причем не обязательно покупать посуду сотнями единиц. В нашей компании минимальный тираж печати – 20 штук и практически по цене обычной кружки. Эти замечательные подарки подойдут как для друзей и близких, так и для компаний, которые ищут оригинальную сувенирную и промо-продукцию. В них – целое море эмоций и воспоминаний, связанных с детством и юностью, традициями семьи и несколькими поколениями людей, помноженные с помощью нетривиальных графических образов на десятки новых смыслов и идей.

Другие статьи блога

Читать

Узнать цены на печать

Перейти
div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://cups.giftsspb.ru/wp-content/uploads/2018/05/header-bg-blog-post-7.jpg);background-size: cover;background-position: center center;background-attachment: scroll;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 550px;}